пятница, 24 мая 2013 г.

Карты, деньги и мошенники. Как опустошить ваш кошелек с помощью «доброго слова» и новых технологий

Чуть ли не у каждого взрослого украинца на данный момент в кошельке с наличными соседствуют банковские карты - зарплатные, пенсионные, кредитные, универсальные… Это достаточно удобно, но вовсе не гарантирует полную безопасность денег, как обещают в банках. И для того, чтобы забрать все ваши кровно заработанные, мошенникам не обязательно быть крутыми хакерами.

Макеевчанин Андрей, оставляя объявления в газетах «Бесплатка» и «Алло» о продаже старого мобильного телефона, даже не подозревал, что это может дорого обойтись его брату. «Позвонил мне человек по этому объявлению. Телефон продаю давно, обрадовался, что-то мне мозг затуманило. Он же и про телефон особо не спрашивал. Говорит: «Я нахожусь в Горловке, телефон мне можно передать «Новой почтой» или «Автолюксом», а деньги перечислю на приватбанковскую карточку», - рассказывает Андрей.

Карточки этого банка у него не было, пришлось обратиться за помощью к родственникам. Брат был не против, чтобы на его карту перечислили деньги для Андрея. С покупателями договорились, что «утром - деньги, вечером – стулья». Те попросили данные: номер карточки, фамилию, имя, отчество человека, на которого зарегистрирована карта, и номер его телефона. После этого брату Андрея позвонили якобы представители банка и предупредили, что сейчас активируют какую-то услугу для перевода денег от физлиц и должна прийти смс с временным паролем. «Его спросили временный пароль – это был переломный момент. Но брат не сориентировался, повелся на то, что это сотрудники банка, назвал пароль. Все, что было на карточке, стало им доступно. Повезло, что у него было всего 110 гривен. Так что не так уж дорого мне обошлось это удовольствие: на всю жизнь научили. Люди ищут лохов по объявлениям, прикрываясь тем, что они в другом городе, согласны купить, дайте только реквизиты», - поделился своим опытом макеевчанин. В милицию Андрей обращаться не стал, так как, по сути, пострадал от мошенников не он, а брат. «Ему я деньги отдал, предложил написать заявление в милицию, но он занят и особо не верится, что будет положительный результат», - отметил он.

Но есть истории и покруче, когда жертвами, в прямом смысле этого слова, становятся больные дети. Родителям, которым нужно найти огромные суммы на жизненно важную операцию, не до осторожности: ФИО, номер банковской карты, телефоны публикуются в просьбах о помощи в СМИ, в социальных сетях. «ГРЕБИНИЧЕНКО СОФИЯ, 7 лет. Предварительный диагноз: зрелая мезенхимома. Перенесла четыре операции, но опухоль продолжает расти. В настоящее открыт сбор на обследование Софии в клинике "Шарите", Германия», - сообщали волонтеры, прилагая историю болезни девочки из Красноармейска, все данные для перечисления денег и координаты мамы. Эта информация ширилась по соцсетям благодаря множественным перепостам. Деньги для Софии собирались всей Украиной, а 21 февраля со счета исчезли почти 30 тысяч гривен. Как рассказала мама девочки Лариса телеканалу «Интер», открывая счет в банке, она предприняла меры предосторожности: сразу отказалась от услуги, позволяющей снимать деньги через банкомат и по телефону. «Позвонили на горячую линию, назвали все пароли, все, кодовое слово, фамилию имя отчество, год рождения, серию паспорта. И попросили перевести с моей карты деньги на другого человека», - рассказала Лариса Гребиниченко журналистам телеканала. Женщина обратилась в прокуратуру, но за месяц виновных правоохранителям установить не удалось. После того, как дело получило громкую огласку, банк компенсировал украденные мошенниками деньги. «Доброе утро друзья!!! Начну с приятных новостей! 20.03.2013 «ПриватБанк» нам вернул раннее украденные мошенниками деньги в полном объеме. За что и огромное спасибо руководству банка за верно принятое решение!», - написала Лариса Гребиниченко в соцсети.

А в начале апреля с банковского счета трехмесячного Жени Юрченко, пережившего кому и клиническую смерть, в Селидово Донецкой области пропало 7 тысяч гривен. Деньги также собирались через соцсети для обследования мальчика в израильской клинике Шнайдер. Как сообщил сайт 06239, маме малыша на мобильный телефон позвонил мужчина, представившийся сотрудником мобильного оператора. Он предложил женщине подключение к услугам, но она от них отказалась, затем положила трубку. Через 20 минут ее номер перестал обслуживаться и все деньги со счета исчезли. Несмотря на действия мошенников, Жене средства на обследование собрали. Сейчас родители и волонтеры ожидают счета на операцию, чтобы вновь открыть сбор...

Если перейти на язык сухих цифр, то в главк МВД Украины в Донецкой области с 1 января по 19 ноября 2012 года поступило 96 обращений и сообщений о мошенничестве с использованием банковских платежных карточек: сумма убытков составила 680 тысяч гривен. После вступления в силу нового Уголовно-процессуального кодекса Украины в Единый реестр досудебных расследований были внесены еще 15 фактов, общая сумма убытков составила более 83 тысяч гривен (данные с 20 ноября по 31 декабря 2012 года). С начала 2013 года зарегистрированы еще 50 обращений, связанных с «использованием инновационных функций и сервисов банков»: общая сумма убытков превышает 206 тысяч гривен. Речь идет о SMS-банкинге, об использовании Интернет-сервисов, экстренных денег и так далее. И это мы говорим об официально зарегистрированных случаях, не беря во внимание, что часть пострадавших в милицию не обращаются из-за занятости и не очень большой суммы украденного. Да и раскрываемость таких мошеннических действий вряд ли обрадует. В областной милиции на это вопрос ответили довольно уклончиво: «Процент раскрываемости мошеннических действий с использованием банковских платежных карточек не превышает общий процент раскрываемости мошеннических действий, который составляет 51,5%».

В ГУ МВД Украины в Донецкой области «ОстроВу» рассказали, что деньги с чужих карточек мошенники чаще всего снимают, злоупотребляя доверием собственников платежных карт. Это называется «виктимным поведением» (от англ. victim - жертва- такие действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть): люди сами разглашают свои данные.

Самый распространенный, по информации милиции, вид мошенничества до обидного прост. Злоумышленники в газетах либо в Интернете подыскивают частные объявления о продаже чего-либо. У продавца выясняют номер карты якобы для передачи задатка либо всей суммы платежа. А после этого на мобильный жертвы совершается ряд звонков – как правило, три звонка с разных номеров, потому что в дальнейшем мошенникам нужна информация о последних трех номерах, с которыми общался абонент. Звонящие представляются сотрудниками банков и операторов мобильной связи. А после этого мошенники связываются с настоящим оператором мобильной связи, который обслуживает абонентский номер пользователя платежной карты, представляются собственником номера телефона, сообщают о его утрате, просят заблокировать действие сим-карты и выдать новую… Оператору фамилии, имени, отчества и данных о трех номерах, с которыми общался абонент последними, вполне достаточно, чтобы установить легитимность собственника номера телефона, и выдать новую сим-карту в одном из своих офисов. А с получение «симки» да со знанием номера платежной карты мошенник получает полный доступ к деньгам на счету жертвы, используя SMS-банкинг. То есть он может свободно управлять картой с привязкой к номеру мобильного телефона, использовать ее в системе экспресс-платежей, перечислить деньги на другую карту и снять их. В это время собственник платежной карты как не знает, что с его счета несанкционированно снимаются деньги, потому что телефон у него неактивен. Обезопасить себя от такого мошенничества отчасти можно, размещая в объявлениях номер телефона, не связанный с банковским карточным счетом, либо связать карту с контрактным мобильным телефоном (его собственник при утере номера должен назвать оператору гораздо больше данных, которыми мошенники не могут располагать).

Более сложный вид мошенничества с банковскими карточками предполагает их подделку. Это возможно благодаря установке специального оборудования – скимеров – на банкоматы. Так, в октябре 2012 года сотрудники Управления по борьбе с киберпреступностью ГУ МВД Украины в Донецкой области задержали подозреваемых, которые изготавливали и устанавливали на банкоматы скимеры, после чего получали информацию магнитных носителей карт пользователей банкоматов, наносили ее на поддельные карты и снимали деньги. В Интернете можно найти фото, как отличаются банкоматы со скимером от обычного банкомата. Автор статьи честно признается: мне, как «необизнаному» пользователю, отличие уловить достаточно сложно.

Все вышеперечисленное относится к вмешательству в банковскую систему извне. Хуже, когда непонятно, о чем идет речь – о халатности или о мошенничестве самих сотрудников банков.

Преподаватель Елена Кравченко пытается с декабря 2012 года прояснить ситуацию, в которую она попала не по своей воле. В 2007 году к зараплатной карте учителя она получила кредитную карточку «универсальную», которой пользовалась, выполняя все условия, описанные в «памятке клиента». В ноябре 2010 года Елена поменяла фамилию с Прокоповой на Кравченко и фактический адрес проживания, о чем сообщила банку. Чуть позже кредитную карту она потеряла и получила дополнительную карту.

«Сотрудник банка пояснил мне, что новая карта открыта на старый карточный счет по старой карте при этом её активировала и показала мне баланс - он полностью соответствовал. Предыдущая кредитная карта была заблокирована киевским оператором в день потери. Остаток лимита по новой карте полностью совпадал с остатком лимита по утерянной карте. На новой карте стоял оттиск моей фамилии и инициалов», - подчеркивает Елена.

Платежи по взятому кредиту она вносила ежемесячно, просрочки нет. При этом с 2007 года и по настоящее время ежемесячно ей на мобильный телефон с номера сервисного центра ПАО КБ «Приват Банк» 10060 приходило sms с соответствующими уведомлениями о платежах, о снятии процента с внесённой суммы ежемесячного платежа по кредиту.

В конце 2012 Елена пошла в отделение банка в Мариуполе, чтобы выплатить остаток по кредиту и закрыть карточку. Но сотрудница банка сообщила, что сделать она этого не сможет - карта принадлежит совсем другому человеку. Елена тут же написала заявление о проблеме в службу безопасности банка. Ей обещали во всем разобраться и сообщить о результатах. Но в декабре 2012 года по адресу регистрации на ее девичью фамилию Прокопова пришло письмо с уведомлением, что она должна банку 9 800 гривен. На горячей линии банка огорченной женщине ответили: «Идентификационный номер был перепутан сотрудником отделения банка в Макеевке при выдаче дополнительной карты». Таким образом, была выдана не дополнительная карта, а совсем новая карта, с новым карточным счетом. Но только счет открыт не на упомянутую Елену Кравченко, а на ее полную тезку, которая проживает в Донецке.

«С этого момента получилось, что по старому карточному счету я не платила, и соответственно, начислялись штрафные санкции, а платежи вносились на новый карточный счет на имя моей якобы тезки. В связи с чем, и возник необоснованно большой долг по кредиту», - рассказывает Елена.

Она обратилась в органы прокуратуры с просьбой проверить наличие в действиях соответствующих сотрудников банка деяний, подпадающих под ст. 367 Уголовного кодекса Украины – служебная халатность. «Как я могла что-то заподозрить, если даже смс (10060) подтверждали правильность моих платежей? Получается что с 2010 года (со дня замены карты) длится эта неразбериха. Кому я плачу ежемесячно деньги? Чей погашаю кредит?», - справедливо возмущается Елена.

Но история на этом не закончилась. Банковские сотрудники встречались с пострадавшей клиенткой, которая может все свои платежи подтвердить квитанциями, но она так и осталась с якобы чужой картой и с необоснованным долгом на девичью фамилию. А в то же время членам семьи Елены звонят из банка и угрожают судом в случае непогашения ею долга в размере 9 800 грн.

«В чём я виновата? В том, что я обычный преподаватель нашего государства, а не прокурор? Сотрудник, полностью перепутала все данные намеренно, а остальные не желают этим заниматься? Прошу Вас мне помочь закрыть кредитную карту, с обоснованными и проверенными данными. Так как считаю что это мошенничество сотрудников банка и халатность руководства», - написала Елена в жалобе, адресованной Администрации Президента Украины, Верховной Раде, Уполномоченному Верховной Раде по правам человека, Донецкому региональному управлению «ПриватБанка».

На данный момент, по словам пострадавшей, Управление по борьбе с экономической преступностью открыло уголовное производство в отношении отделения банка и его сотрудников. Кроме того, Елена Кравченко подала иск в суд, но на первое заседание представители «Приватбанка» не явились. В самом отделении банка, выдавшем ей злополучную карту, разговаривать с ней о сложившейся ситуации никто не хочет…

А в это время Национальный банк Украины активно обсуждает меры по стимулированию уменьшения доли наличных вне банков. Пока речь идет о том, чтобы лишить украинцев возможности делать дорогие крупные покупки за наличку. Предполагается, что оплата товара, стоимость которого превысит установленный НБУ лимит (обсуждается сумма в 150 тысяч гривен), будет возможно только при помощи платежной карты. А в дальнейшем лимит собираются изменять в сторону уменьшения. То есть, в идеале, за хлеб и молоко в магазине среднестатистический украинец должен рассчитаться не бумажными гривнами, а пластиковой карточкой. Но о том, что есть необходимость максимально обезопасить того же доверчивого среднестатистического украинца от ушлых мошенников, на уровне государства пока предпочитают молчать. Так что - будьте бдительны.

Анна Иванова, «ОстроВ» 17 мая 2013 


Комментариев нет:

Отправить комментарий