вторник, 21 мая 2013 г.

Кто, как и сколько может заработать на реестре недвижимости

21 мая 2013, 13:28
Реформаторы не учли, что на нотариуса, который теперь выполняет и функции государственного регистратора, обрушилась куча работы. Неудивительно, что их гонорары за удостоверение договора купли-продажи недвижимости резко увеличились


Главная цель реформы системы регистрации прав на недвижимость — сделать все связанные с ней процедуры простыми и дешевыми. Для этого государство установило относительно небольшие сроки для этой процедуры, единый для всех тариф на выдержки из Реестра прав на недвижимое имущество и государственную пошлину за регистрацию.

Кроме того, при отчуждении недвижимости государство отменило обязательное переоформление документов в БТИ, которые устанавливали большие расценки на услуги.

Однако в этой бочке меда нашлась и ложка дегтя.

Во-первых, реформаторы не учли, что на нотариуса, который теперь, помимо своих обязанностей, выполняет и функции государственного регистратора, обрушилась куча работы, которую раньше выполняло несколько работников БТИ.

Неудивительно, что их гонорары за удостоверение договора купли-продажи недвижимости увеличились с 800-1000 грн до 1,5-3 тыс. грн.

Во-вторых, пользование Реестром прав на недвижимое имущество наводит на мысль, что его владелец искусственно извлекает из карманов украинцев дополнительные деньги.

Как это делали раньше

Перед удостоверением договора отчуждения недвижимости нотариус должен проверить в электронных реестрах сведения об арестах и запретах на отчуждение, которые могут быть наложены на имущество, являющееся предметом сделки.

До 2013 года эти обременения искали в трех электронных реестрах: Государственном реестре обременений движимого имущества (налоговый залог), Государственном реестре ипотек и в Едином реестре запретов отчуждения объектов недвижимого имущества.

Нотариус искал сведения по адресу объекта недвижимости и именам его владельцев. Поиск по адресу давал информацию об обременениях, наложенных непосредственно на объект недвижимости.

Поиск по имени совладельцев необходим из-за того, что, например, арест может налагаться не только на определенную недвижимость, но и просто на все имущество лица без указания конкретных объектов.

Во всех трех случаях имена и адреса в поля для поиска вводились одновременно, поэтому достаточно было сделать лишь один платный поиск. В каждом из первых двух реестров он стоил 34 грн, а в третьем — 51 грн.

Также продавец должен был самостоятельно взять в БТИ бумажную выписку из Реестра прав собственности на недвижимое имущество, которая стоила 72,25 грн. Таким образом, до 2013 года пользование электронными реестрами в Киеве стоило 194 грн.

Как это делается сейчас

Сейчас из четырех реестров осталось только два: Государственный реестр обременений движимого имущества и Реестр прав на недвижимое имущество, который заменил остальные. В первом реестре можно проводить только один поиск по именам всех имеющихся собственников, которые отчуждают недвижимость. Цена одного поиска не изменилась — 34 грн.

Поиск в новом Реестре прав на недвижимое имущество стоит 68 грн.

Здесь ищут сведения о законных владельцах объекта, обременениях, которые могут быть наложены на объект, сведения об ипотеке, а также обременениях, наложенных на субъекта права собственности, то есть на все имущество владельца.

Искать, как и раньше, надо и по адресу (или номеру) объекта недвижимости, и по именам его владельцев, ведь арест еще может накладываться на все имущество лица без указания конкретных объектов имущества.

Однако искать одновременно и по адресу объекта, и по именам всех его совладельцев, как в старых реестрах, невозможно. Если ввести данные в поле для поиска по адресу, поле для поиска по имени владельца становится неактивным, и наоборот.

Для полной проверки надо делать минимум два поиска. Кроме того, если владельцев-продавцов несколько, платный поиск приходится делать для каждого из них.

Все эти ограничения изложены в Руководстве пользователя в разделе "Формирование выписки по результатам поиска в Государственном реестре прав в порядке доступа нотариусов".

Таким образом, в новом реестре надо делать минимум два поиска, это 136 грн. Пользование двумя реестрами при наличии одного владельца-продавца стоит 170 грн, а если совладельцев-продавцов больше, то еще плюс 68 грн на каждого из них. Все эти средства платят клиенты нотариусов через банк на счет Минюста.

Формально стоимость пользования реестрами уменьшилась на 24 грн, но только тогда, когда недвижимость продает один владелец. Если продавцов или дарителей двое, поиск стоить 238 грн, если их трое — 306 грн.

Минюст рекомендует

Нотариусы обратились в Министерство юстиции с просьбой объяснить, как можно сократить количество поисков, чтобы сэкономить средства клиентов. Ведомство выдало официальное письмо следующего содержания:

"Если есть необходимость провести поиск в программном обеспечении реестра по различным параметрам, этот поиск необходимо проводить в специальном подменю реестра, предназначенном для поиска информации без формирования выписки. В таком случае плата за поиск информации не взимается. После нахождения необходимой информации нотариус вносит ее в подменю реестра №1, за что взимается единовременная плата в размере 68 грн".

Бесплатным поиском нотариусы пользуются и так. По их словам, он информативнее, потому что ищет одновременно в новом и старых реестрах. Однако никому не понятно, где в интерфейсе нового реестра находится "подменю №1", и куда именно вносить сведения, найденные во время бесплатного поиска.

Информцентр дает справки

"Экономическая правда" обратилась в Министерство юстиции с просьбой объяснить, как можно выполнить рекомендации ведомства, назвать разработчика для нового реестра и разъяснить остальные вопросы с платными поисками.

Через пресс-службу Минюста редакция получила ответ от госпредприятия "Информационный центр", которое осуществляет техническую поддержку нового реестра.

Что касается "подменю №1" редакцию ждал сюрприз: его в интерфейсе реестра не существует. Оснований сомневаться в компетентности "Информационного центра" нет. Однако остается вопрос, что имел в виду Минюст под этим термином. Что это было: ошибка чиновников или злая шутка?

Также в "Информационном центре" объяснили, что одновременный поиск по адресу и именами совладельцев невозможен, потому что это приведет "к информационной избыточности полученных данных, особенно учитывая то, что одному лицу может принадлежать несколько объектов недвижимости".

То есть нотариус может увидеть, какая еще недвижимость принадлежит продавцу, а это конфиденциальная информация.

Также в "Информационном центре" считают, что необходимость осуществлять несколько поисков есть только в отдельных случаях, так как вся информация об обременении на объект недвижимости находится в разделе реестра, посвященном этому объекту.

Поиск в специальном разделе реестра, где содержится информация только об обременении, необходим лишь тогда, когда в реестре не открыт раздел на необходимый объект недвижимости, то есть информация еще не перенесена в новый реестр.

Кроме того, на предприятии отмечают, что в любом случае стоимость пользования реестрами уменьшилась.

С одной стороны, с этим можно согласиться. Однако, с другой стороны, все выглядит не так однозначно. Ведь, например, о том, как искать аресты, наложенные на все имущество лица без указания объектов, в "Информационном центре" не вспомнили.

Однако такая практика существует. На курсах для нотариусов по пользованию новым реестром на этом делался акцент, ведь найти эти сведения можно только по имени физлица. Поэтому практика показала, что два и более платных поиска являются необходимостью всегда.

Вместе с тем, издав письмо, Минюст признал, что было бы логично делать только один платный поиск, но не объяснил, как это можно сделать. Почему же в таком случае граждане должны переплачивать? Почему в специальном разделе реестра нельзя сделать поиск по крайней мере одновременно по именам всех совладельцев?

Наконец, "Информационный центр" отказался назвать разработчика нового реестра. Получается, украинские налогоплательщики не имеют права знать, у кого именно Минюст на их деньги купил это программное обеспечение. Это обстоятельство не прибавляет прозрачности, а, следовательно, — и уважения к этому ведомству.

Конечно, 68 грн — небольшая сумма для рядового гражданина. Однако в этих обстоятельствах, похоже, граждан искусственно заставляют платить эти средства. Если это недоработка, то хотелось бы надеяться, что Минюст ее исправит вместо того, чтобы выдавать письма с непонятными рекомендациями.

В противном случае, есть подозрения, что украинцев снова хотят обмануть, как это было раньше. Например, в августе 2010 года тогдашний вице-премьер Сергей Тигипко написал Николаю Азарову докладную записку о неоправданно больших затратах на поддержание электронных реестров Минюста.

Тигипко указывал на огромные средства — по несколько десятков миллионов гривен в год, которые "Информационный центр" платил как авторское вознаграждение владельцам авторских прав на программное обеспечение государственных реестров, которые тогда действовали.

В записке отмечается, что по расчетам КРУ приобрести эти авторские права было бы в разы дешевле, чем несколько лет подряд платить роялти.

Хотя сейчас деньги за пользование реестрами идут в госбюджет, а не на счета госпредприятий Минюста, как раньше, все равно по сути конечный пункт назначения этих средств — предприятия, обслуживающие реестры.

Например, в начале 2013 года Минюст заключил с "Информационным центром" соглашение, по условиям которого стоимость поддержки электронных реестров только в первом полугодии 2013 года составляет 316 млн грн.

Комментариев нет:

Отправить комментарий