воскресенье, 19 мая 2013 г.

Что такое олбанский язык?

Олбанский язык (он же – язык падонкоф) – искаженный русский язык. Изначально под таким языком подразумевалось написание слов в их фонетическом варианте. То есть «пишу, как слышу». Например, «превет», «учасник», «цырк» и т.п. Но очень быстро этот жаргон превратился в «контркультуру» (обильно «украшенную» матом и туалетным жаргоном), быстро заполонив Интернет. Кроме того, понятие «олбанского» языка плотно увязывают с появлением интернет-мемов. Феномен «олбанского» заинтересовал лингвистов, даже стали выпускать работы и книги, посвященные этому.


Как и любое массовое явление, олбанский язык тут же оброс легендами. И, естественно, много кто захотел приписать авторство себе.


Общепринятые точки зрения на происхождение разнятся. За сомнительную честь сражаются 2-3 эхо-конференции FIDONETа, несколько сайтов. Доказательства у всех, мягко говоря, зыбкие.

Однозначно можно отследить только историю возникновения самого термина «олбанский язык». Когда в «Живом журнале» американский пользователь scottishtiger написал агрессивный комментарий к русскоязычной записи. Суть – почему на американском сайте livejournal.com кто-то пишет на непонятном ему языке?

Кто-то написал ему, что «непонятный» язык – албанский. И поинтересовался – с чего scottishtiger решил, что пост предназначался ему. В ответ прозвучало:
«Почему? Это Живой Журнал. Американский сайт, а не албанский. И я же знаю, что Вы говорите на двух языках. Плюс, быть американцем - означает, что остальной мир должен подстраиваться под меня. Но это лишь моя точка зрения»
После чего бедняга американец стал целью флешмоба (массовой спонтанной акции) под девизом «Учи олбанский!». Русскоязычные пользователи завалили его комментариями с требованием выучить «олбанский» и принести извинения.

Если же откинуть в сторону легенды и чьи-то там претензии на авторство, то можно выделить несколько этапов развития этой лингвистической фантазии:

1. Массовое освоение Интернета русскоязычным контингентом. Многочисленные ошибки и т .п.
2. У многих грамотных пользователей это вызвало негативную реакцию. Но, как ни странно, у «новой орфографии» появились сторонники. Аргументы:

  • Грамотно писать долго (надо учитывать, что Интернет был исключительно «текстовым», никаких скайпов и лайков). Попробуйте-ка в чате писать «в режиме разговора», соблюдая все правила и нормы языка! Написать «Дарова» (6 символов) - быстрее, чем «Здравствуйте» (12 символов).
  • При печатании по принципу «пишу, как слышу» не тратится время на проверку грамотности.

3. Грамотные люди, кроме кучи ругани в адрес оппонентов, развернули кампанию под названием «стеб». Именно на этом этапе появились всякие слова типа «кросавчег», «выпей йаду», «креведко», «аффтар жот» и прочие «аццкие сотоны». Никакой экономией времени тут уже и не пахло. Появились мемы вроде «Превед-медвед»и «Йа креведко». 

4. Явление стало популярным. Следующие слои поддержали новое написание:

  • «Школота» (школьники) стала писать так, потому что по-другому не умеют (в сети учителя выкладывают «перлы» из школьных работ, там есть чему ужаснуться).
  • Люди, имеющие проблемы с грамотностью (русский язык – в десятке самых сложных среди мировых).
  • Сторонники «экономии».
  • «Текстовые панки». Неграмотность, как форма протеста против «ханжества и лицемерия» общества. От остальных отличаются обилием мата, туалетного жаргона, стремлением свести любой вопрос к примитивной биологии. Именно из-за них «олбанскей йазыг» именуют еще языком «падонкаф».
  • «Модники», которые поддерживают любую чушь, если «это сейчас модно».
  • Нормальные люди, просто испытывающие желание иногда похулиганить.


Народ любит хулиганитьДолгое время было принято сокрушаться об упадке всеобщей грамотности, наглухо игнорируя тот факт, что люди приходят в Интернет уже неграмотными. Если человек грамотно пишет, его грамотность не упадет от прочтения парочки безграмотных «каментов».

В настоящее время мода на «олбанский» язык прошла, он стал просто частью необъятной интернет-культуры. Что не мешает различным «общественным» деятелям пытаться «пиариться» на этой теме. Хотя масса различных программ и онлайн-сервисов с проверкой «правильнописания» дает основания, наоборот, назвать Интернет источником грамотности.

Старая школьная истина гласит «Если человек не хочет учиться – педагогика бессильна». Это подтвердит любой учитель или преподаватель. Наличие или отсутствие «тырнетов» ничего не меняет.

Источник


Комментариев нет:

Отправить комментарий